Статические упражнения и динамические упражнения

Статические и динамические упражнения

В соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические.

К статическим упражнениям относится, например, сохранение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов), в момент выстрела (у стрелка).

Большинство физических упражнений относится к динамическим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др.

Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость

Рис. 1. Связь «сила — скорость», полученная в исследовании на одном испытуемом при подъеме с максимальным усилием шести разных грузов: штриховая линия — мгновенные значения мощности; скорость, соответствующая максимальной мощности, указана стрелкой

Рис. 2. Зависимость предельного времени работы от силы сокращения при локальной статической работе (слева) и от мощности (частоты движений) при локальной динамической работе (справа)

В соответствии с зависимостью «сила — скорость» (рис. 1) при динамическом сокращении проявляемая сила обратно пропорциональна скорости укорочения мышц (скорости движения перемещаемого звена тела): чем больше эта скорость, тем меньше проявляемая сила. Другая, формулировка этой зависимости: чем больше внешняя нагрузка (сопротивление, вес), тем ниже скорость укорочения (движения) и тем больше проявляемая сила, и наоборот, чем меньше внешняя нагрузка, тем выше скорость движения и меньше, проявляемая мышечная сила. Произведение силы на скорость мышечного сокращения определяет его мощность (см. рис. 1).

Зависимость «сила — длительность» мышечных сокращений, выражается в том, что чем больше сила (или мощность) сокращений мышц, тем короче их предельная продолжительность. Это справедливо как для локальной и региональной статической и динамической работы (рис. 2), так и для глобальной работы (рис. 3).

По проявляемым силе и мощности мышечных сокращений и связанной с ними предельной продолжительности работы все физические упражнения можно разделить на три группы: силовые, скоростно-силовые (мощностные) и на выносливость.

Силовыми можно считать упражнения с максимальным или почти максимальным напряжением основных мышц, которое они проявляют в статическом или динамическом режиме при малой скорости — движения (с большим внешним сопротивлением, весом). На рис. 1 силовым упражнениям соответствует левая часть кривой «сила — скорость». Предельная продолжительность упражнений с максимальным проявлением силы исчисляется несколькими секундами. Сила является основным двигательным качеством, определяющим успех выполнения силовых упражнений.

Рис. 3. Кривая зависимости рекордного (предельного) времени от скорости в беге (Б), плавании (Я) и беге на коньках (К) (В. С. Фарфель).

Женной мышцы. На кривой «сила — скорость» скоростно-силовые упражнения занимают срединное положение — до 50-60% от максимальной скорости (см. рис. 1). Максимальную мощность мышцы развивают при внешнем сопротивлении (грузе), составляющем 30-50% от их максимальной (статической) силы. Предельная продолжительность упражнении с большой мощностью мышечных сокращений находится в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин — в обратной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет важнейшую роль в скоростно-силовых упражнениях.

Упражнениями на выносливость считаются такие упражнения, при выполнении которых ведущие мышцы развивают не очень большие по силе и скорости сокращения, но способны поддерживать или повторять их на протяжении длительного времени — от нескольких минут до многих часов (в обратной зависимости от силы или мощности мышечных сокращений). Выносливость — ведущее физическое качество для упражнений этой группы.

Более подробная физиологическая характеристика силовых и скоростно-силовых упражнений дается в гл. 3, упражнений на выносливость — в гл. 4.

Статическое упражнение и динамическое. Статические упражнения для похудения живота

О рельефных кубиках пресса мечтают все или почти все, но часто понапрасну. Работа в спортзале на износ почему-то никак не ведет к желанному результату. Где же кубики, если пресс качается ежедневно? Увы, не все так просто. Одним накачиванием мышц тут не обойдешься, требуется еще и по максимуму ликвидировать с области живота ненавистную жировую прослойку (на спортивном сленге — «просушиться»).

К сожалению, убрать жир локально (т. е. в определенной области) невозможно. Жировая прослойка присутствует во всем теле, и удаляется она в процессе похудения тоже относительно равномерно, ее процент «тает» одновременно и на животе, и на груди, и на бедрах. Так что убрать жир исключительно с живота не представляется возможным.

На бедрах и ягодицах находится, как правило, самый большой слой жира, так что внимание следует уделить и упражнениям на эти зоны, чтобы пропорционально уменьшилась вся жировая прослойка тела. Вдобавок, мышцы живота для предотвращения отвисания нуждаются в подтягивании. Таким образом, весь комплекс мер по похудению в области живота нам с вами предстоит свести к нескольким последовательным шагам.

Прежде всего — растяжка

Как известно, мышцам требуется не только сокращение, но и растяжение. В процессе растяжения происходит микроразрыв мышечных волокон, а после завершения тренировки — их восстановление, что добавляет мышце объема и эластичности. Это и служит основным фактором роста и накачивания мышц. Без растяжки похудения живота не добьешься, ведь в ходе нее каждая мышца сокращается естественным путем при возврате в исходное положение.

Как растянуть мышцы живота? Существует много отличных упражнений, например, из йоги. Одно из них — поза собаки, стоящей вверх мордой. Вы становитесь на выпрямленные руки и носки ног с прогибом поясницы, прямой спиной и такими же прямыми ногами.

Стоя так, вы ощутите, как сильно растянулись мышцы живота. Выполняют стойку не менее минуты, но для лучшего эффекта — подольше. Такой растяжкой можно начинать и завершать каждую тренировку на пресс.

Затем — статическое напряжение

Упражнения статического напряжения очень важны. Их задача — создание стресса для мышц живота, что заставит их укрепляться и развиваться. Единственный путь к натренированному плоскому животу — чередование нагрузок различного типа.

Что мы имеем в виду, говоря о статическом напряжении? Пресс во время такого упражнения интенсивно работает, и ваша задача — удержать его таким как можно дольше. Примером эффективного упражнения данного типа может служить поза планки. На вид она вполне проста и незамысловата, но на самом деле обладает мощным эффектом.

Для выполнения упражнения нужно встать на пол на локти либо вытянутые руки. При этом они перпендикулярны полу, а прямые ноги опираются на носки. Плечи — на одной прямой с ладонями или локтями. Таз расположен ровно, без выпячивания и провисания.

Легче всего стоять на вытянутых руках, на локтях — сложнее, если поднять одну ногу — нагрузка еще больше увеличивается. А самый трудный вариант — стоять, подняв одну из рук и противоположную ногу.

Ниже мы подробнее поговорим о статических упражнениях.

Третий этап — динамическое напряжение

Это отдельная группа упражнений, при которых мышцы многократно напрягаются и расслабляются. Любая тренировка обязана включать в себя такие упражнения на нижний, верхний и боковой пресс. Разработка только одной из групп мышц не даст желаемого эффекта.

Верхний пресс тренируют знакомыми скручиваниями, чередуя их темп и высоту. Нижний — гораздо труднее поддается воздействию, требует более длительных и разнообразных усилий. Но если не воздействовать на него упражнениями, о плоском животе можно не мечтать.

Дряблый живот убирают скручиваниями к ногам. Для этого нужно, лежа на спине, поднять ноги вверх и тянуться руками к их носкам. При этом в напряжении находятся практически все мышцы брюшного пресса.

Можно усложнить задачу, опустив слегка ноги. Займите исходное положение — ноги при этом расположены под углом 45° к полу. Выполняя скручивание к ногам, одновременно поднимайте их вверх. Чем сильнее пресс, тем большую нагрузку можно ему задать опусканием ног все ниже.

Другие динамические упражнения

Боковой пресс тренируют похожим образом, исходное положение такое же. Вытянув ноги, наклоняйте их вправо-влево. При этом желательно, чтобы спина и плечи не отрывались от пола, а ноги держите прямыми и опускайте по возможности ниже.

Другое хорошее упражнение для тренировки боковых мышц — поднимать ноги и туловище, лежа на боку. Если сразу не получается, можно помогать себе подниматься оставленной на полу рукой.

Классическим является упражнение с фитболом, тренирующее нижний пресс. Самый простой вариант его — подтягивать согнутые в коленях ноги под себя и затем распрямлять назад.

Наконец, отличным примером динамического упражнения, при котором укрепляется живот и спина и массируются внутренние органы, могут послужить классические «ножницы». Делают их ногами и руками, лежа на полу на животе. Чтобы сохранить равновесие, мышцы пресса просто обязаны будут эффективно напрячься.

Статические упражнения для похудения живота

Но вернемся к статическим упражнениям. Почему именно к ним? Практика показывает, что без них добиться нужного эффекта практически невозможно. Многие совершенно напрасно пренебрегают данным видом нагрузки, и в нашей статье мы хотели бы подробнее остановиться именно на статических упражнениях.

Читать еще:  Убираем галифе ушки на бедрах новые упражнения

Статические упражнения воздействуют на организм не так, как динамические. Механизм этих двух видов нагрузки совершенно разный. В чем же отличие? Когда мы выполняем статическое упражнение, все части нашего тела внешне неподвижны, но тем не менее мышцы и сухожилия в этот момент напряженно трудятся.

Какова их основная задача? Статические упражнения распределяют энергию организма в правильном направлении. Их важность трудно переоценить, например, при стрессе. А особенно полезны они тем, кто вынужден при работе долго сидеть неподвижно. Вы можете заниматься ими совершенно незаметно для окружающих — гимнастика эта со стороны никому не видна, посторонние и не догадаются, что в данный момент вы проделываете статические упражнения, сила которых — в запуске и поддержании в организме глубоких внутренних процессов.

Цель и примеры статической гимнастики

Здоровье невозможно без спокойствия и внутреннего равновесия. Уметь концентрироваться важно для того, чтобы иметь возможность контролировать работу суставов и мышц и грамотно организовать работу всего тела.

Как выполняется статическое упражнение? Допустим, вы принимаете упор в положении лёжа, отжимаетесь ровно до половины и замираете в такой позе. Или начинаете приседать, держа в руках гантели. Сделав полуприсед, застываете на какое-то количество секунд. Или, подтягиваясь на турнике, делаете паузу, прижав колени к груди. Каждое из таких действий — статическое упражнение.

Что мы знаем о типах мышц

Практически при любых упражнениях разные мышцы подвергаются различной нагрузке. Мы как бы проделываем одновременно и статические, и динамические упражнения. Мышцы нашего тела тоже существуют двух различных типов – белые и красные. Различаются они не только цветом. У красных мышц — больше выносливости, они переносят без особого утомления относительно длительные нагрузки.

Волокна белых мышц имеют способность к быстрому сокращению, благодаря чему человек, например, способен развивать высокую скорость бега. Но они же и относительно быстро способны уставать и накапливать молочную кислоту, что ведет к болезненным ощущениям.

Организм человека должен выполнять разные функции, поэтому его мышцы и отличаются по составу волокон. При длительных нагрузках (например марафонском беге) работают в основном красные мышцы, получающие энергию аэробно, именно потому жир в организме начинает сгорать.

Комплекс статических упражнений — в чем его смысл

Когда мы тренируемся, происходит лишь утолщение мышечных волокон, число же их не увеличивается. Силовые тренировки заключаются в накачивании мышц, то есть поперечных сечений волокон. Если цель занятий — повышение выносливости, следует включить в программу тренировки статическое упражнение для красных мышц, что приведет к росту числа капилляров вокруг них и, соответственно, большей подаче кислорода с током крови.

Однако не забывайте, что слишком большие усилия ведут к тому, что капилляры могут оказаться пережаты, и приток к мышце кислорода остановится, что автоматически увеличивает нагрузку на сердце.

Оптимальный вариант — выполнять статические упражнения для похудения вполсилы, в сочетании с растяжками это даст возможность поддерживать организм в форме и избавиться от лишнего жира.

Упражнения статической гимнастики для красных и белых мышц

До начала основного занятия требуется обязательное разогревание тела стандартной разминкой.

Упражнения на развитие красных волокон мышц основаны на использовании собственного веса тела. В качестве примера таких комплексов подойдут любые силовые асаны йоги или многочисленные существующие подборки данного вида гимнастики. Выполняя статические упражнения для живота, продержитесь несколько секунд до появления жжения в мышцах. После остановки и минутной передышки можно переходить к следующему упражнению, которое выполняется точно так же недолго и вполсилы.

Развитию белых волокон мышц способствуют упражнения на преодоление внешнего сопротивления. Пример: упираясь в стену руками, несколько секунд «сдвигайте» ее, при этом дыхание должно быть ритмичным и ровным.

Статические упражнения для похудения живота (другое их название — изометрические), помимо прочего, хорошо укрепляют сухожилия и связки, следовательно, увеличивается общая сила. Это, кстати говоря, не прибавляет килограммов — силуэт фигуры лишь улучшается.

Энциклопедия фитнеса: статические и динамические упражнения.

Этой статьей мы продолжаем цикл материалов о терминологии в фитнесе. Сегодня мы выясним разницу между статическими и динамическими упражнениями, а также определимся с оптимальным удельным весом динамической и статической нагрузки в общем объеме тренировки.
Итак, статическая нагрузка включает упражнения, отличительной особенностью которых является фиксация положения частей тела на протяжение определенного промежутка времени. Классическими примерами статических упражнений являются прямые и боковые планки с упором на ладони или локти и мыски ног, планки на фитболе или в гимнастических петлях, фиксация положения в седе или полуседе, фиксация поднятой ноги лежа на боку или стоя в той же планке, асаны в йоге и т. п. Удерживать такие положения принято в зависимости от уровня физической подготовки в течение промежутка времени от 10 секунд до 2 минут.
Статические упражнения обладают следующими преимуществами:
— в процессе подобных тренингов увеличивается сила мышечного волокна, в результате чего развивается выносливость и гибкость;
— работа в статике оказывает положительное влияние на внутренние органы;
— укрепляется иммунитет;
— улучшается кровообращение;
-стимулируется активный вывод токсинов из организма;
— происходит активное насыщение крови кислородом;
— амплитуда выполнения статических упражнений фиксирована и требует меньше пространства, чем в случае с размахом в динамике;
— при выполнении статических упражнений легче рассчитать такое размещение в пространстве, чтобы не задеть мебель в комнате (если вы тренируетесь дома) или соседа по группе (если вы посещаете групповые занятия фитнесом в спортивном клубе).

К недостаткам статических упражнений можно отнести тот факт, что в процессе их выполнения не ведется внешняя работа мышц. Из этого следует, что с помощью статики сложно добиться роста длины мышц. Другими словами статистические упражнения не особо эффективны в деле улучшения мышечного тонуса и обретения рельефных форм. Кроме того, статические упражнения не предполагают фазу расслабления, которая так необходима для расслабления мышц. Из-за этого статические упражнения сложнее, особенно для женщин.

Динамическая нагрузка включает все упражнения, связанные с непосредственным возвратно-поступательным движением частей тела в пространстве. Классическими примерами динамических упражнений являются приседания, отжимания, махи руками и ногами, наклоны туловища вперед, назад и в стороны, ходьба, бег, плавание, выпады, подъем корпуса и ног из положения лежа на спине, животе и боку и т. д. и т. п.

К сильным сторонам динамической нагрузки относят:

— наращивание мышечной массы и обретение эстетичных подтянутых форм, ведь именно благодаря динамическим упражнениям происходит рост длины мышцы;
— улучшение метаболизма;
— активное сжигание калорий и способствование избавлению от избыточного веса;
— благотворное влияние на дыхательную и сердечнососудистую системы;
— развитие опорно-двигательного аппарата и профилактика застойных явлений в нем;
— улучшение работы суставов и т. д.

Исходя из описанных выше сильных и слабых сторон динамики и статики в фитнесе, можно сделать вывод об оптимальных пропорциях или удельном весе динамических и статических упражнений в общем занятии спортом. Итак, чтобы ваша тренировка была максимально продуктивной и принесла наибольшее количество пользы для вашей подтянутой формы, чуть меньше, чем на треть она должна быть наполнена статическими упражнениями. А львиная доля спортивного занятия все же должна быть посвящена активному движению — динамическим упражнениям. Такая рекомендация справедлива для женщин. Более выносливой сильной половине человечества можно посоветовать несколько увеличить удельный вес статики в общей наполненности тренировки – оптимально до 40%.

Однако, если вы новичок в спорте, то на начальных этапах тренировок лучше воздержаться от статики вовсе. Связан такой совет с тем, что, как правило, у человека из неспортивной среды сухожилия и места их крепления к кости развиты слабо. И активное освоение статистических упражнений в первые недели тренировочного процесса может привести к столь нежелательным травмам. Поэтому первый месяц, а то и два — сосредоточится лучше на динамических упражнений, постепенно подключая работу в статике и доводя ее объем до упомянутых выше 30% от общей тренировки.

Таким образом, универсальный секрет успеха в занятиях спортом, как видим, состоит в гармоничном аккорде существующих видов физической нагрузки. При этом не следует забывать, что неотъемлемой частью спортивного образа жизни является здоровый режим сна и отдыха, а также сбалансированное питание. Живите в ритме этих трех составляющих, и вы всегда будете иметь упругое гибкое эстетичное тело, здоровые внутренние органы, хорошее настроение и наполненность жизненными силами!

Статические упражнения — зачем они нужны? Тренировка пресса на статику

Лучшие статические упражнения для развития мышц пресса, ног, спины и рук. Зачем нужна нагрузка в статике и что она дает? Польза и плюсы статических тренировок.

Что такое статические упражнения?

Статические упражнения — это физические упражнения, выполняемые неподвижно при изометричном напряжении мышц. В свою очередь, изометрические тренировки — это различные техники тренинга, включающие элементы статической нагрузки на мускулатуру. Подобные тренировки часто используются профессиональными атлетами как способ увеличить силовые показатели.

Читать еще:  Упражнения для исправления сколиоза для подростков

Неподвижные позы и нагрузка в статике также широко используется в йоге и пилатасе — в этом случае речь идет об укреплении стабилизирующих мышц и развитии способности держать равновесие. Также статические упражнения часто входят в программы тренировок брюшного пресса, а главным подобным упражнением является планка. Ранее Фитсевен подробно рассказывал о том, как делать планку правильно.

Однако статические упражнения — это скорее способ тренировок, который должен сочетаться с динамическими движениями. Другими словами, программы тренировок с использованием исключительно нагрузок в статике применяются лишь в физиотерапии, а не в обычном фитнесе. Накачать мышцы или сжечь жир с помощью одних лишь статических упражнений достаточно сложно.

Что дают статические упражнения?

Статические упражнения нужны для того, чтобы задействовать в работе медленный тип мышечных волокон. Напомним, что красные (медленные) волокна ответственны за работу мышц в статике — и за счет свободных жирных кислот в качестве основного источника энергии. В противоположность этому, белые (быстрые) волокна, работающие на гликогене, обеспечивают взрывную силу мышц в динамике.

Кроме этого, упражнения на статику укрепляют миофасции — соединительную ткань, окружающую мускулатуру и связки. В результате развиваются не только конкретные мышцы, но и улучшается способность тела работать связанно. Именно поэтому статические упражнения на пресс или на ноги положительно влияют на укрепление всех мышц корпуса и на глубинные мышцы позвоночника.

Плюсы упражнений на статику:

  • Улучшают чувство равновесия и способность держать осанку
  • Развивают внутренние мышцы позвоночника
  • Задействуют медленные мышечные волокна
  • Меняют метаболизм в тканях

Польза статических упражнений

Главным плюсом выполнения статических упражнений является использование свободных жирных кислот в качестве источника энергии. Это положительно влияет на избавление от жировых запасов, а также на формирование упругой и подтянутой мускулатуры. Помимо прочего, статические упражнения могут положительно сказываться на жиросжигании за счет оптимизации количества капилляров в тканях.

Научные исследования показывают, что статические тренировки улучшают прочность связок и сухожилий, повышая при этом их эластичность¹. Подобный тренинг положительно сказывается на общей координации движений и повышает способность удерживать равновесие. Именно поэтому нагрузки в статике широко применяются в реабилитационной физкультуре и в физиотерапии.

Статические ассаны в йоге

Статические упражнения — основа многих боевых искусств и различных техник йоги. Однако акцент при выполнении заключается вовсе не в способности поддерживать сложную позицию как можно более длительное время, а в развитии умения осознанно останавливать мыслительный процесс и переходить в фазу глубокой концентрации. По сути, статика в йоге является активной формой медитации.

Роль играет и то, что многие подобные ассаны подразумевают и нахождение вниз головой — например, стойка на голове или поза ворона. В этом случае изменяется кровообращение в организме и в мозг начинает поступать больше крови. Считается, что при регулярном выполнении это повышает когнитивные способности и развивает в человеке способность к освобождению сознания от внешних раздражителей.

Лучшие упражнения на статику

По сути, практически любое физическое упражнение может выполняться в режиме статической нагрузки. Именно поэтому обычно речь идет вовсе не о составлении программы статических упражнений, а о сочетании статичных нагрузок с динамическими. Статика подходит как для проведения разминки перед тренировкой, так и для включения в программы функционального тренинга — например, на брусьях.

Статические упражнения на пресс

Упражнения на пресс в статике нужны для того, чтобы развивать умение как можно сильнее напрягать мышцы при минимальной нагрузке. Другими словами, при выполнении планки вы должны думать не о том, сколько секунд вы в ней находитесь, а о том, действительно ли вы чувствуете мышцы пресса (включая мышцы нижней части живота), и способны ли вы поддерживать нормальный ритм дыхания.

Планка на локтях

Главное статическое упражнение для развития мышц брюшного пресса. Выполняется в 3-4 подхода по 20-60 сек.

Боковая планка с поднятием ноги

Одна из множества различных вариаций планки для развития боковых мышц корпуса. Также выполняется в 3-4 подхода по 20-60 сек.

Гиперэкстензии в статике

Статическое упражнение для укрепления мышц поясницы, ягодиц и корпуса. В верхней позиции сохраняйте естественный прогиб позвоночника.

Подъем ног в статике

Упражнение для прокачки внутренних и косых мышц живота. Подтяните колени к груди, затем задержитесь в позиции, не раскачиваясь.

Упражнение “Лодка”

Одно из упражнений, заимствованных из йоги. Служит для улучшения чувства равновесия. При выполнении грудь выставлена вперед, а дыхание остается нормальным.

Силовые упражнения в статическом режиме

Некоторые силовые программы тренировок для мужчин подразумевают неподвижное выполнение упражнений со штангой. В этом случае спортсмен использует порядка 75-80% от максимального рабочего веса, совершая лишь одно повторение, длящееся 30-60 секунд. Например, при жиме лежа штанга сперва опускается вниз, затем — задержка веса в напряжении (с сохранением ритма дыхания), после чего вес выжимается вверх.

В подобном режиме могут выполняться различные статические упражнения на грудь, спину, ноги, бицепс и трицепс. Считается, что это позволяет задействовать в работе больше мышечных волокон, ускоряя таким образом процессы гипертрофии. Однако главным минусом силовых тренировок в статике является то, что он быстро приводит к перетренированности и повышает риск травмы мышц — особенно у начинающих.

Тяга верхнего блока в статике

Упражнение для укрепления широчайших мышц спины и укрепления трицепса. За счет силы мышц спины удерживайте вес 20-40 сек.

Тяга на спину в статике

Статическое упражнение для верхней части спины. Во время выполнения держите пресс напряженным и сохраняйте нормальный ритм дыхания.

Сгибания ног в статике

Упражнение для задней поверхности бедер, ягодиц и икр. Поднимите вес вверх, затем замрите в напряжении на 20-40 сек.

Подъем на бицепс в статике

Упражнение для пампинга бицепса. Выполняется после тренировки рук, всего совершается 3-4 подхода по 10-30 сек.

Статика на брусьях

Статическое упражнение для развития грудных мышц, мускулатуры плеч и трицепса. Сперва выжмите вес тела как можно выше, затем задержитесь на 20-40 сек.

Статические упражнения — это способ разнообразить тренировку, увеличить силовые показатели, а также прокачать внутренние и стабилизирующие мышцы корпуса. По сути, в режиме статического напряжения могут выполняться практически любые упражнения, в зависимости от используемой программы тренировок. Мужчины могут выполнять в статике и тяжелые упражнения со штангой.

Статические упражнения
учебно-методический материал на тему

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Предварительный просмотр:

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Упражнение выполняется 3 раза.

Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев.

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2—3 раза под счет до 10.

При первом выполнении показ воспитателя обязателен. Педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.

Ребенок должен удерживать три пальца вместе в напряженном состоянии.

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

Показ воспитателя обязателен. При первом выполнении упражнения педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок выполняет упражнение самостоятельно.

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется ребенком 1 раз.

Вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

Работа с бумагой

Ребенку предлагаются две пробы:

7. Вырезание ножницами.

Работа с ножницами показывает, как быстро ребенок может сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Педагог предлагает ребенку разрезать лист бумаги по прямой линии.

8. Обрывание листа бумаги.

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе.

Педагог предлагает детям оборвать край листа бумаги по прямой линии.

При изучении тактильных ощущений детям предлагается на ощупь определить предметы, то, из чего они изготовлены, их форму.

Эти упражнения показывают, насколько у ребенка развиты планомерное исследование предмета, анализ ощущений и т. д., и проводятся в виде игры «Чудесный мешочек».

9. Узнавание качества предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

10. Узнавание формы предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по форме предметы: круглый, квадратный, треугольный.

Читать еще:  Как правильно делать упражнения кегеля

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи кружок (круг)».

11. Узнавание предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные, хорошо знакомые, часто встречающиеся предметы (от 3 до 5 штук). Например: карандаш, расческа, ложка, кукла, конфета и др.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

При изучении силы мышечного тонуса предлагаются следующие упражнения, показывающие силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

12. Сжатие рук взрослого двумя руками.

Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями вверх и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь» («Сожми мои ладони так крепко, как любишь меня»).

13. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным дружеским рукопожатием.

Обследование координации движений проводится на примере трех проб.

14. Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребенку иголку длиной 40 мм с большим ушком и толстую хлопчатобумажную нить.

15. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак».

Ребенок сидит за столом, его рука (руки) расположена на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Упражнение выполняется 3—4 раза.

Допускается комментарий педагога: «Положи руку (руки) на стол ладонью вниз (показ педагога). Поставь руку (руки) на ребро (показ педагога). Сожми руку (руки) в кулак (показ). Теперь делай со мной: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак. » Темп выполнения упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет (раз-два-три).

16. Упражнение «Коза — заяц».

Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.

Педагог показывает упражнение, а ребенок одновременно с ним выполняет его в медленном темпе. Упражнение повторяется 3—4 раза.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.

Изучение представлено тремя пробами:

17. Захват карандаша.

При обследовании щепоти педагог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать много палочек (не менее десяти) разной длины и в разных местах. При этом взрослый фиксирует, правильно ли ребенок удерживает карандаш в руке.

Если захват карандаша неправильный, то педагог показывает ребенку верное положение щепоти руки.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

  1. как ребенок держит карандаш;
  2. в какой руке он держит карандаш;
  1. как он начинает чертить карандашом (определить характер линии: с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и
    пр.);
  2. как ребенок заканчивает линию (определить характер линии по аналогии с пунктом 3).

18. Упражнение «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить воображаемый суп.

Во время выполнения задания педагог следит, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая большой комочек соли.

19. Катание шарика.

Упражнение показывает не только содружество (согласованность) в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.

Ребенок, зажав шарик тремя пальцами (щепотью), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость проведения упражнения произвольная, удобная ребенку, с постепенным нарастанием темпа.

Четырехлетнему ребенку дают шарик (пластмассовый, деревянный) большого размера (диаметр 15 мм). Время выполнения упражнения — 30 с.

Все полученные данные заносятся в таблицу 8 (см. приложение).

В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В, Г), которая показывает степень развития мелкой моторики ребенка на момент обследования.

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие 19— 18 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 17— 15 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 14— 11 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита плохо.

Группа «Г». К группе относятся дети, набравшие 10 баллов и меньше. Мелкая моторика у этих детей очень отстает от возрастной нормы.

Полученные данные позволяют воспитателям увидеть, какое учебное содержание может лечь в основу последующей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в группе детского сада, а также рекомендаций для родителей.

РУКОВОДСТВО ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.). В своей работе воспитатели, конечно, будут использовать накопленный опыт по данному направлению. Однако нами были отобраны определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:

Развитие тактильных ощущений — определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

  1. Пальчиковые игры — без предметов; с атрибутами; с предметами.
  2. Штампы — работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом .
  3. Ниткопись — выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.
  4. Работа с карандашом — пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом-штампом.
  5. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх, но и в других видах деятельности ребенка: при познавательном развитии, при формировании математических понятий, в изобразительной деятельности и художественном труде.

Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира. При этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую очередь — словарь признаков.

В процессе специальных мероприятий по развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:

1. Берет в руки предмет (объект), внимательно его осматривает и исследует. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок: знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалами, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т. п.); учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) — только в сравнении с другими предметами.

Таким образом, дети исследуют 3—5 предметов.

2. Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) — игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и широко используется в практике детского сада. Однако в контексте поставленной задачи — развитие тактильных ощущений — игра имеет несколько вариантов, различаемых по степени сложности.

Перед началом игры педагог предлагает детям посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в чудесный мешочек, педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек и:

найти предмет, который назвал педагог;

исследовать этот предмет, назвать его;

достать предмет и показать другим детям.

Педагог может назвать: предмет (шишка, пуговица и т. п.); только качество (достань деревянный предмет и т. п.); только форму (достань круглый предмет и т. п.); только величину (в этом случае кладется специальный набор одинаковых предметов, отличающихся по величине, например две деревянные елочки — высокая и низкая).

2-й вариант (более сложный)

Перед началом игры педагог предлагает детям только рассмотреть те предметы, которые будут использоваться в игре (предметы в руки детям не даются). Затем все проигрывается так, как в первом варианте игры.

Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения детьми. Количество предметов при этом не меняется (5 штук). Обновляя содержимое мешочка, педагог заменяет предметы по одному (т. е. четыре предмета — из предыдущего набора, один — новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение учебного года — не один раз.

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для 4-летнего ребенка. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа — пальчиковые игры без предметов;

2-я группа — пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа — пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагогов (взрослых).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector